виды перспективы в изобразительном искусстве.

Мы видим мир в трехмерном пространстве. Но вот картины, кинотеатры, мониторы показывают двухмерное изображение. Третье измерение (глубина)  делает наш мозг на опыте исследования трехмерного мира.  Для переноса этого третьего измерения  существуют приемы, которые создают иллюзию объемного изображения. Некоторые из них мы знаем очень хорошо.

• объекты, имеющие одинаковый размер, кажутся нам тем меньше, чем дальше от нас они находятся;
• параллельные линии, направленные от нас в глубину пространства, стремятся сойтись в одной точке, находящейся в бесконечности.

Построение линейной перспективы считается одним из самых простых и эффективных способов создания иллюзии глубины.

Помимо линейной перспективы еще есть такие хитрые как панорамная, сферическая. Рассмотрим их всех по очереди.

Виды перспективы в искусстве:

  • Прямая линейная перспектива 
  • Обратная линейная
  • Панорамная
  • Аксонометрия
  • Сферическая
  • Тональная
  • Воздушная
  • Перцептивная

Прямая линейная перспектива.

Линейная перспектива — точная наука, которая учит изображать на плоскости предметы окружающей действи­тельности так, чтобы создавалось впечатление такое, как в натуре. В переводе с латинского перспективаозначает ясно вижу.

 

Линейная перспектива

Линейная перспектива

В фотографии и кино для получения линейной перспективы на снимке близкой к реальной используют объективы с фокусным расстоянием приблизительно равным диагонали кадра.

 

 

 

tvsreda

Линейная перспектива

Линейная перспектива

Tristan Campbell

Для усиления эффекта линейной перспективы используют широкоугольные объективы, которые делают передний план более выпуклым.

Для смягчения — длиннофокусные, которые уравнивают разницу размеров дальних и близких предметов.

Вот в этом месте следует сделать лирическое отступление.

Перспектива зависит ОТ РАССТОЯНИЯ между объектом съемки и объективом .

Запомните это! Перспектива зависит ОТ РАССТОЯНИЯ между объектом съемки и объективом .

И именно поэтому надевая широкофокусный объектив мы инстинктивно подходим к объекту съемки, уменьшая расстояния и меняя тем самым перспективу.

А от угла объектива зависит сколько пространства влезет в кадр и все.

Проделайте этот эксперимент дома.

1. Поставьте объект съемки, отойдите на любое расстояние, закрепите фотоаппарат на штатив, сфотографируйте объект.

2.Не меняя положения фотоаппарата измените фокусное расстояние объектива, сфотографируйте объект снова.

3. Полученные снимки раскадрируйте. (Придется раскадрировать только один снимок)

4. У вас получатся два одинаковых снимка.

5. Сравните пропорции и приближение заднего фона к объекту съемок.

У вас должно получиться примерно следующее.

Линейная перспектива

35_мм (расскадрировано)

 

Линейная перспектива

200 мм

Перспектива одинаковая на обоих снимках.

А вот и классическая картинка. Зависимость перспективы от расстояния.

Раушенбах. Общая теория перспективыНа этой картинке сразу становится понятно как меняется перспектива от расстояния.

Все просто, чем ближе к объекту съемки, тем глубина глубже =)

И  еще одна схема которая сводится к следующему, на объективах 50-70 мм, вы подойдете на нужное расстояние с которого будет корректно передано подобие и глубина снимка, но масштаб будет своеобразным.  Значение L — весьма условно и считается оно так. Рисовать натуру надо с расстояния, равного двум ее высотам.

перспектива

Кто  хочет разобраться с теорией, вот книга Б.В. Раушенбаха ЧИТАТЬ

И для закрепления еще раз о самом главном.

• объекты, имеющие одинаковый размер, кажутся нам тем меньше, чем дальше от нас они находятся;
• параллельные линии, направленные от нас в глубину пространства, стремятся сойтись в одной точке, находящейся в бесконечности.

• Перспектива зависит ОТ РАССТОЯНИЯ между объектом съемки и объективом

 


Прямая перспектива долго признавалась как единственное верное отражение мира в картинной плоскости. С учетом того, что линейная перспектива — это изображение, построенное на плоскости, плоскость может располагаться вертикально, наклонно и горизонтально в зависимости от назначения перспективных изображений.

Вертикальная плоскость, на которой строят изображения с помощью линейной перспективы, используется при создании картины (станковая живопись) и настенных панно (на стене внутри помещения или снаружи дома преимущественно на его торцах).

Построение перспективных изображений на наклонных плоскостях применяют в монументальной живописи — росписи на наклонных фризах внутри помещениядворцовых сооружений и соборов.


Живопись делится на станковую и монументальную. Художник пишет картины на холсте, натянутом на подрамник и установленном на мольберте, который также может быть назван станком. Отсюда и название «станковая живопись».

А само слово «монументальная» говорит о чем-то большом и значительном. Монументальная живопись — это большие картины на внутренних или наружных стенах зданий (фрески, панно и др.). Произведение монументальной живописи нельзя отделить от его основы (стены, опоры, потолка и т.п.). Темы для монументальных картин тоже выбираются значительные: исторические события, героические подвиги, народные сказания и др. Непосредственно с монументальной живописью смыкаются мозаика и витраж, которые также можно отнести к декоративному искусству. Здесь важно достижение стилевого и образного единства монументальной живописи и архитектуры, синтеза искусств.


На наклонной картине в станковой живописи строят перспективные изображения высоких зданий с близкого расстояния или архитектурных объектов городского пейзажа с высоты птичьего полета.

Линейная перспектива на горизонтальной и наклонной плоскостях имеет некоторые особенности, в отличие от изображений на вертикальной картине.

В наше время доминирует использование прямой линейной перспективы, в большей степени из-за большей «реалистичности» такого изображения и в частности из-за использования данного вида проекции в 3D-играх.

Обратная линейная перспектива.

Особый вид перспективы использовали древнерусские живописцы в иконописи, фресках, миниатюре. Они рисовали параллельные линии, уходящие вдаль расходящимися, а не сходящимися, то есть в обратной перспективе.

обратная перспектива

 

При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от глаз, словно центр схождения линий находится не на горизонте, а внутри самого наблюдателя.

Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов. Обратная перспектива отвечает задаче воплощения сверхчувственного сакрального содержания в зримой, но лишённой материальной конкретности форме.

обратная перспектива

Интерес к обратной перспективе возрос в XX веке в связи с возрождением интереса к символизму и к средневековому художественному наследию.

Тональная перспектива и воздушная перспектива.

Эти перспективы дают нам много возможностей в передаче глубины картинки. И что бы хорошо владеть этими техниками давайте разберемся в их различиях и ответим на вопрос.

Какие основные отличия между тональной и воздушной перспективой?

Тональная перспектива -понятие техники живописи, она характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя.
А воздушная перспектива -это способ передачи светотеневых и колористических (а не линейных) качеств изображаемых объектов.

Прочтем, запомним и начнем разбирать эти две перспективы подробнее.

ТОНАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА — передача глубины пространства на снимке при помощи тонального изменения изображения предметов с удаленностью их от переднего плана.

Тональная перспектива основана на том, что наблюдаемые в жизни предметы по мере удаления их от зрителя утрачивают резкость очертаний и изменяют окраску, становясь туманными, ТЕМ БОЛЬШЕ, ЧЕМ БОЛЬШЕ ТОЛЩИНА ВОЗДУХА, отделяющего предметы от зрителя. Воспроизводя на снимке это изменение тона от первого плана ко второму, третьему и т. д. , фотограф имеет возможность передать глубину пространства даже при полном отсутствии на снимке линейных элементов, т. е. при отсутствии линейной перспективы. Воздушная перспектива = тональная перспектива!!!!

Воздушная перспектива.

Первым на такое явление, как воздушная перспектива, обратил внимание Леонардо да Винчи.
Поскольку в атмосферном воздухе всегда присутствуют частицы пыли и воды, те предметы, которые находятся от нас дальше, выглядят более размытыми, более светлыми и менее контрастными, особенно это заметно во время дождя или тумана.

Поэтому, если вы запечатлеете своей камерой это состояние природы, ощущение глубины пространства зрителю гарантировано.

Панорамная перспектива.

Изображение, строящееся на внутренней цилиндрической (иногда шаровой) поверхности. Слово «панорама» в буквальном переводе означает «всё вижу»,  то есть это перспективное изображение на картине всего того, что зритель видит вокруг себя.

LiaoningDiorama_tvsreda

При рисовании точку зрения располагают на оси цилиндра (или в центре шара), а линию горизонта — на окружности, находящейся на высоте глаз зрителя. Поэтому при рассматривании панорам зритель должен находиться в центре круглого помещения, где, как правило, располагают смотровую площадку.

панорамная перспектива

Перспективные изображения на панораме объединяют с передним предметным планом, то есть с находящимися перед ней реальными предметами.

Общеизвестными являются панорамы «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», «Сталинградская битва».

панорамная перспектива

 

Часть панорамы с реальными предметами, лежащими между цилиндрической поверхностью и зрителем, называют диорамой. Как правило, диорама занимает отдельное помещение, в котором переднюю стену заменяют цилиндрической поверхностью, и на ней изображают пейзаж или панораму города. В диорамах часто применяют подсветку для создания эффекта освещения.

Правила панорамной перспективы используют при рисовании картин и фресок на цилиндрических сводах и потолках, в нишах, а также на внешней поверхности цилиндрических ваз и сосудов; при создании цилиндрических и шаровых фотопанорам.

Аксонометрия

Аксонометрия (от греч. axon — ось и греч. metreo— измеряю) — один из видов перспективы, основанный на методе проецирования (получения проекции предмета на плоскости), с помощью которого наглядно изображают пространственные тела на плоскости бумаги.

Аксонометрию иначе называют параллельной перспективой. Как и обратная перспектива, она долгое время считалась несовершенной и, следовательно, аксонометрические изображения воспринимались как ремесленный, простительный в далекие эпохи способ изображения, не имеющий серьёзного научного обоснования.

Однако при передаче видимого облика близких и небольших предметов наиболее естественное изображение получается именно при обращении к аксонометрии.

Аксонометрия делится на три вида:

  1. изометрию (измерение по всем трем координатным осям одинаковое);
  2. диметрию (измерение по двум координатным осям одинаковое, а по третьей — другое);
  3. триметрию (измерение по всем трем осям различное).

аксонометрия

В каждом из этих видов проецирование может быть прямоугольным и косоугольным.

Аксонометрия широко применяется в изданиях технической литературы и в научно-популярных книгах благодаря своей наглядности.

Сферическая перспектива.

Сферическая перспектива — особый способ организации изобразительного пространства на плоскости картины или росписи стены, свода, купола, который заключается в иллюзорном углублении зрительного центра, совпадающего с геометрическим центром композиции, и расположении остальных элементов в воображаемом сферическом пространстве.

Представления о подобном пространстве, вероятно, восходят к древнейшим верованиям о центре мира, находящемся в сердцевине земли.

Сферические искажения можно наблюдать на сферических зеркальных поверхностях. При этом глаза зрителя всегда находятся в центре отражения на шаре. Это позиция главной точки, которая реально не привязана ни к уровню горизонта, ни к главной вертикали.

сферическая перспектива

При изображении предметов в сферической перспективе все линии глубины будут иметь точку схождения в главной точке и будут оставаться строго прямыми. Также строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта. Все остальные линии будут по мере удаления от главной точки все более и более изгибаться, трансформируясь в окружность. Каждая линия, не проходящая через центр, будучи продлённой, является полуэллипсом.

сферическая перспектива

В картинеРубенса «Возчики камней» сферическая перспектива превращает изображение случайного эпизода (тяжелая повозка с камнями застряла в колее) в подлинно космический пейзаж. Причудливый грот во вкусе живописцев итальянского кватроченто (раннего Итальянского Возрождения) обозначает центр картины, а его просвет заглубляет центр наподобие воронки Данте. По обе стороны от грота возникают два мира, каждый с собственной перспективой.

С одной стороны — низкий горизонт и вечер, с другой — высокий горизонт, утро, свет. «Чаша ночи» перевешивает «чашу дня«. Момент смены дня и ночи в системе центральной перспективы обретает философский смысл круговорота природы, вечного движения, стихии, посреди которых борется за свою краткую жизнь человек.

В центральной точке изображения пространство и время как бы завязываются узлом и их движение приостанавливается, оно оценивается нами как настоящее — момент восприятия картины. Так формальная структура, конструкция картины переводится в содержательный план философской аллегории.

«Тела не только должны быть собраны вместе, но и составлять некий шар… Из всех видимых вещей зрению приятнее всего те, которые имеют круглую форму, эта круглая форма может быть уведена двояко: либо снаружи, как выпуклая, либо изнутри, как вогнутая». Роже де Пиль (1635—1709)

 

 

Хроматическая стереоскопия

Это явление объясняется так: на темном фоне светлые цвета ”выступают” вперед, а темные ”отступают” назад. Оно зависит от:

  • Цветового тона (теплые – выступают, холодные – отступают)
  • Светлоты (теплые и светлые воспринимаются выступающими на фоне из холодных и темных цветов)
  • Насыщенности (чем насыщеннее цвет, то больше он выдвигается вперед).

Очень часто этот прием используют художники и дизайнеры интерьеров.

 

 

Похожее ...

Коментарий Вконтакте

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *